Парамотор «Татуш»

Многие из нас задаются вопросом- возможна ли постройка парамотора самостоятельно? Кто то из за желания сэкономить, а кто то просто хочет проверить своё мастерство, и технические навыки. Что бы разобраться с этим вопросом, давайте для начала обратимся к истории, и вспомним, с чего же начинался парамоторный спорт в нашей стране.

С самого момента зарождения парапланеризма на территории бывшего Советского Союза, перед энтузиастами встала проблема с обеспечением специализированными моторами, неофициально именуемыми парамоторами. Главной причиной этого было отсутствие в промышленном производстве СССР и стран СНГ, а импортные аппараты стоили немыслимых по тем временам денег — стоимость их была аналогичной цене 2 — 3 подержаных иномарок (10 — 15 тысяч долларов). Всё это значительно тормозило развитие парапланеризма на территории бывшего Союза. Но безвыходных ситуаций не бывает, и отечественные пионеры парапланеризма вынужденно переквалифицировались в авиамехаников. Что, впрочем, далеко не ново для нашей страны — всё что невозможно купить наши кулибины привыкли делать своими руками из подручных материалов. Как правило, такими материалами оказывались мотоциклетные моторы, двигатели от бензопил и всевозможные их комбинации с добавлением самодельных деталей. Как оказалось, создать парамотор своими руками оказалось не так уж и сложно.
Парамотор «Татуш».
Одним из первых удачных самодельных моторов являлась серия моторов «Татуш» от красноярских энтузиастов. Конструктивно любой парамотор состоит из:
* Двигателя внутреннего сгорания.
* Пропеллера.
* Защитное ограждение пропеллера.
* Топливная система.
* Устройства управления двигателем.
* Каркасная рама.
Татуш
Конструировать паромотор своими руками группа красноярских энтузиастов принялась в 1992 г., а первый более-менее приемлемый образец получился только спустя три года. Ему предшествовали несколько неудачных моделей. После целого ряда доработок и модернизаций самодеятельным конструкторам удалось довести технические параметры своего детища до уровня зарубежных заводских образцов. Этот, наиболее удачный аппарат получил наименование «Татуш — 120». В результате энтузиасты — авиамеханики наладили полукустарный — полупромышленный выпуск парамоторов «Татуш — 120». У каждого парапланериста, которому довелось наслаждаться полётом с «Татушем» за спиной, остались относительно него свои индивидуальные впечатления. У одних эта модель сразу же начала показывать свой характер — отказывать уже через 15 — 20 минуть полёта, у других же «Татуш» вёл себя довольно ровно и спокойно. Впрочем, это и неудивительно — индивидуальная ручная сборка каждого мотора неизменно предполагает наличие и своего, индивидуального характера у каждого детища кулибиных от лёгкой авиации. Как бы то ни было, технические характеристики «Татуша» вовсе неплохи:
Сухая масса — до 18 кг.
Снаряженная — ок. 25 кг.
Мощность двигателя — 18 л.с.
Редуктор — ременный.
Ёмкость бензобака — до 10 л.
Диаметр винта — 1,2 м.
Мотор А-170.
Тяга — 60 кг.
Татуш 2
Для «Татуша» была сделана унифицированная рама, позволяющая крепить на неё различные варианты двигателя. Но всё-таки основным двигателем для этого парамотора остаётся А — 170, разработанный энтузиастами специально для «Татуша».
Изготовление двигателя А — 170.
Как бы не важны были винт и система управления, главную роль в устройстве параматора играет всё-таки двигатель. Между тем, российская промышленность до сей поры не выпускает специализированного двигателя для парапланов. Впрочем, нет и более или менее подходящего двигателя от другой техники. Вследствие чего, красноярским конструкторам «Татуша» пришлось изобретать и собственный двигатель. За основу был взят двигатель от мотоцикла Иж-Юпитер-5. Картер и корпус системы зажигания были сделаны самостоятельно. Выбор на данную модель двигателя пал по той причине, что она довольно качественно изготовлялась и имела большой запас надёжности. Вместе с тем, была относительно недорога и доступна в продаже. Из недостатков мотора Иж-Ю-5 нужно отметить довольно большой для такого объёма вес. Также, из-за поперечного расположения охлаждающих рёбер воздушного радиатора относительно оси коленчатого вала, снижается его эффективность. Как следствие, долгая работа двигателя грозит перегревом.
В общих чертах самодельный парамотор из Иж-Ю-5 «Татуш» производится следующим образом.
Картер отливается из двух одинаковых половинок. Снаружи на корпусе картера делается 8 отверстий для крепежа редуктора и мотора, размер резьбы — М8.
Коленвал. Изготовляется из правой половины коленчатого вала (отказ от использования левой половины вызван несколько большим диаметром её конуса). В базовом варианте мотора длина коленчатого вала между местами посадки коренных подшипников не является строго фиксированной — отклонения могут достигать 1- 2 мм. А для нормального функционирования свободный ход не должен превышать половины миллиметра. Достичь подобного значения люфта нужно либо подгонкой картера и коленчатого вала, либо установкой прокладки промеж двух частей картера, либо установкой шайбы между коленчатым валом и передним коренным подшипником. Чтобы фиксировать нагрузку, в переднем конце вала высверливаем отверстие с резьбой М10.
Цилиндр от Иж-Юпитер — 5 для изготовления мотора А — 170 используется только правый (причина та же, что и с коленвалом). При этом следует учитывать, что изнутри данная деталь вовсе не является идеальным цилиндром (с точки зрения геометрии). Поэтому, когда создавался самодельный парамотор из Иж, цилиндр изнутри обрабатывался специальным притиром, что придало ему более идеальную форму. Данная процедура значительно улучшает показатели двигателя, так что, если у вас есть такая возможность, внутреннюю поверхность цилиндра лучше обработать — это позволит более равномерно распределить тепловые зазоры во время работы мотора.
Шнуровой стартер, как и электронное зажигание, для «Татуша» берутся от бензопилы. Для передачи крутящего момента на шкив пропеллера можно использовать всевозможные редукторы с разным числом передачи, а можно надеть пропеллер прямо на коленчатый вал. Как видно из описания, сделать парамотор из Иж при наличии желания и умения не составляет труда. Как показала практика, изготовленный красноярцами самодельный парамотор из бензопилы и мотора Иж получился одним из самых удачных вариантов. Парамотор «Татуш» на данный момент является одним из двух моделей парамоторов. которые серийно выпускаются на территории России.
Другие конструкции парамотров.
По отзывам некоторых парапланеристов, также поневоле освоивших профессию авиамеханика, для создания парамотора лучше подходит двигатель от спортивного мотоцикла «Сова», кто-то мастерит парамоторы из Иж-Ю-4, Иж-Планета и т.д. В этом деле самое главное — смекалка и умение. Многие умельцы обратили своё внимание на компактные двигатели бензопил. Самодельный парамотор из бензопилы является ещё одним ноу-хау отечественных мастеров. Для тех же, кто также желает приобщиться к самостоятельной сборке двигателей для паропланов, но не имеет ни умения, ни опыта, ни соответствующих инструментов, некоторыми западными фирмами предлагаются готовые наборы — конструкторы. С помощью таких наборов из прилагаемых деталей можно самому собрать свой собственный парамотор. Правда, подобные конструкторы имеют два больших минуса: во-первых, ваши творческие устремления будут ограничены готовыми чертежами и инструкциями по сборке. А во-вторых, подобные «полуфабрикаты» имеют немалую цену (конечно по сравнению с двигателем от Иж-Юпитер).

Уважаемые посетители сайта sla-club.ru, если Вы хотите рассказать о своём самодельном парамоторе, процессе его создания, о его технических особенностях, Вы можете отправить фото, видео, и описание через форму обратной связи, или в группу вконтакте https://vk.com/sla_club

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *