Самые лёгкие вертолёты в мире

В категорию сверхлегких или ультралегких вертолетов (ultralight helicopters) согласно типологии FAA входят машины, чей максимальный (рекомендуемый) взлетный вес не превышает 1000 кг.
Эпитета «самый легкий вертолет в мире» можно было бы удостоить ряд экспериментальных разработок армейского назначения или курьезные девайсы, похожие на атрибутику героев Вселенной Marvel. Но в этой статье мы рассмотрим не одноместные открытые или ранцевые коптеры, ставшие музейными экспонатами, а современные серийно выпускаемые аппараты с пустым весом до 300 кг.

Современный стандарт сверхлегкого коптера
Сколько их было! Начиная с 70-х — 80-х годов XX века, регулярные сенсации в мире легкого инновационного вертолетостроения украшали первые полосы тогда еще печатных СМИ. Совсем небольшой вес… цена как у среднего авто… легкий в управлении и совсем безопасный… Дальше все как под копирку: ажиотажный спрос, выпуск нескольких десятков китов для самостоятельной сборки, затем рост аварийной статистики и — место в истории, но не на производстве.
Стандартная схема ультралегкого вертолета включает в себя композитную полузакрытую двухместную кабину и сварную хвостовую балку из труб (дюралевых, титановых или из нержавеющей стали). Опыт множества разработок, испытаний и аварий показал, что без существенного ущерба безопасности машина этого класса не может весить меньше 250 кг.
На сегодняшний день в этом классе наиболее надежными серийными аппаратами с развитым функционалом являются следующие коптеры:
VLR DF-333, разработанный и выпускаемый подразделениями Avio International Group (Италия);
2D/2R производства Edm Aerotec (Германия);
Heli-Sport CH-7 от компании Heli-Sport helicopters (Италия);
Syton AH130, Alpi Aviation (Италия)
FLY CC III производства Czechcopter (Чехия)
VLR DF-333
Младшая модель Avio International Group по праву может носить титул самого легкого вертолета в мире. Примечательно, что в составе группы работают специалисты, имевшие некогда отношение к знаменитому «Драгонфлаю» (DF334). Собственно, название модели неоднозначно указывает на своего именитого, но не очень успешного прародителя.
Наиболее яркая конструктивная черта машины — это однотрубчатая хвостовая балка, с жесткими растяжками, проходящими под кабиной. Внешне вертолет является копией DF334, но весит значительно легче — 260 кг против 290 кг. Это стало возможным благодаря замене эпоксидных композитов на углепластик. Новый двигатель легче, чем предыдущий, но при этом сохранена мощность 115 л.с.
Другие важные характеристики модели:
полезная нагрузка 190 кг;
максимальная скорость 177 км/ч;
дальность полета 450 км;
профильные габариты 6000х1720/2360 мм;
диаметр главного винта 6,7 м.
Габарит через дробную черту означает высоту от нулевой отметки до главного винта.
2D/2R
В небольшом немецком городке Гайсленде выпускается один из двух ултралегких двухроторных вертолетов в мире. Коаксиальный 2D был одним из самых популярных экспонатов на главной в Германии авиационной выставке AERO 2015. Обычная одновинтовая модификация 2R весит столько же, сколько и 2D — 270 кг. Отсутствие второго главного ротора компенсируется по массе дополнительной трансмиссий в хвосте и рулевым винтом.
Эти коптеры отличаются несвойственной классу повышенной комфортабельностью и наличием полностью закрытой кабины с большими панорамными прозрачными дверями.
Кроме улучшенной эргономики и повышенной надежности сотрудники Edm Aerotec считают наиболее показательными следующие параметры модели:
полезная нагрузка 180 кг;
максимальная скорость 170 км/ч;
диаметр главного винта 6,8 м.

Heli-Sport CH-7

Внешне и внутри очень похож на DF334 и VLR DF-333. Однако, производителям удалось довести двигатель Rotax 914 до показателей мощности 145 — 150 л.с. Это позволило увеличить полезную нагрузку до 220 кг. А это очень не мало. Например, пилоты с весом около 90 и более кг предпочитают в ультралегком классе машины Heli-Sport helicopters.
Основные характеристики вертолета:
пустой вес 280 кг;
максимальная скорость 209 км/ч;
время полета 2 ч;
практический потолок 5000 м;
профильные габариты 7050х2350 мм;
диаметр главного винта 6,280 м.
Несмотря на то, что машина является довольно мощной, скомпонована она филигранно. За счет сравнительно небольшого ротора и кабины «без излишеств» Heli-Sport CH-7 можно считать одним из самых маленьких вертолетов в мире на данный момент.

Syton AH130

Как и Edm Aerotec 2D, аппарат представляет двухроторную силовую схему. Но возможности Syton выходят за рамки любительской авиации. Посудите сами: полезная нагрузка 290 кг. С такими характеристиками вполне можно задействовать машину в спасательных мероприятиях и для распыления сельскохозяйственной химии.
Другие важные параметры Syton AH130:
пустой вес 290 кг;
максимальная скорость 210 км/ч;
практический потолок 5000 м;
габариты 8840х1600х2400 мм;
диаметр главного винта 7,63 м.

FLY CC III

Чехи, известные своими достижениями в легкой авиации, отметились и в категории самых маленьких вертолетов в мире, лишь на 25 кг перейдя условную границу класса по массе. Машина не отличается выдающейся грузоподъемностью или скоростью. Однако, ее конструкцию нельзя назвать тривиальной. Винт управления на хвостовой балке похож на фенестрон, но не является таковым. Диаметр главного ротора заметно меньше, чем у остальных одноклассников — 5 м. Кабина чешского коптера ощутимо просторней, чем у конкурентов. Правда, обратной стороной является более высокая суммарная масса конструкций.
Из неназванных параметров машины наибольший интерес представляют:
пустой вес 325 кг;
полезная нагрузка 235 кг;
максимальная скорость 170 км/ч;
Практический потолок 3800 м;
габариты 6700х1870х2450 мм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *