История развития сверхлёгкой авиации

На протяжении всего человеческого существования нас интересовало небо. Мы все время пытались найти способ, который позволил бы взмыть в воздух как птица. С каждым периодом истории люди совершенствовали свои познания о небесном пространстве и изобретали различные летательные аппараты. Давайте познакомимся с историей становления и развития сверхлегкой авиации.

Первая попытка – воздушный шар

Прототипом воздушного шара можно назвать всем известный китайский фонарик. Подняться в воздух ему позволяет горячий воздух, который наполняет оболочку из легкого материала. В некоторых исторических источниках есть подтверждение того, что первый шар возник в Китае в III веке до н. э. Это была лампа, которая наполнялась горячим воздухом.

Также известно, что китайский генерал Чжугэ Ляну запугивал врагов при помощи шаров. Именно ему приписывают их изобретение. Для передвижения воздушный шар не использовался, однако давал существенное преимущество в бою.

В документах упоминается и о «деревянной птице», которая изобретенная в 5 веке. Предполагается, что это был змей или древний планер. Однако использовался ли он для перелетов неизвестно.

Самый первый полет человека был зафиксирован документально в королевстве Тоба Вэй в 559 году.

Аэростат и его отличие от воздушного шара

Ошибочно полагается, что аэростат – одно из названий воздушного шара. Это не совсем так. Они имеют разный принцип работы. Для наполнения аэростатов используют легкий газ. Но иногда также применяется нагретый воздух.

Первый подъем на аэростате с нагретым воздухом осуществили братья Монгольфье 5 июня 1783 года. Всего через пару месяцев, 27 августа этого же года, в небо взмыл профессор Шарль на своем собственном изобретении.

После этих двух полетов строение аэростатов начало стремительно развиваться. Основным направлением новых разработок были попытки научится управлять полетом аэростата. В 1852 году А. Жиффар сконструировал шар, который имел винт. Он приводился в действие при помощи парового двигателя.

Дирижабль от французского «dirigeable»- управляемый

Первый подъем в воздух произошел 24 сентября 1852 года. По своей конструкции это был воздушный шар эллипсоидной формы с возможностью управления.

На протяжении десятилетий устройство совершенствовалось. В1906 году передано в собственность военных. Именно эти аппараты стали козырем в войнах прошлого столетия.

Парашют

Прототип современного парашюта разработан изобретателями арабских стран в 852 году. Это были тканевые крылья на планках из древесины.

Есть документальные подтверждения, что в 17 столетии француз Лавен совершил побег из тюрьмы при помощи парашюта. Он сшивал между собой простыни, а затем прикрепил к ним китовый ус для предотвращения деформации купола во время полета.

Изобретатель Бланшар в 1791 году сбросил собаку с парашютом. Спустя два года он решился на прыжок самостоятельно, однако эта попытка стала неудачной, и он повредил ногу.

Первый успешный прыжок состоялся в Париже в 1797 г. А.Ж. Гарнерен поднялся на 680 метров. Приспособление было прототипом зонтичного парашюта.

Настоящий пик парашютов произошел в 1880-х годах. Американский капитан совершил планирование с аэростата. Примечательно, что его парашют был оснащен автоматическим раскрытием.

Парашют-крыло. Параплан

В 1964 г. изобретатель С. Снайдер придумал конструкцию парашюта-крыла. Также в семидесятых годах прошлого столетия французские испытатели осуществили полет с помощью крыла в Альпах. Для разгона использовались горные лыжи.
История параплана
Модификация и совершенствование крыла привело к тому, что возник новый вид летательных аппаратов – параплан. Сначала было трудно отличить два этих похожих приспособлений. Однако со временем форма параплана стала изменяться. Удлинялся размер крыла, улучшалась аэродинамика.

Также главным различием является конструкция системы строп. Парашют рассчитан на сильный порыв, происходящий при раскрытии. Параплан же подразумевает одинаковую силу нагрузки на стропы.

На территории нашей страны парапланы начали разрабатываться и использоваться в 80-х годах. Одним из первых стал ПО-16. Отечественные конструкции уступали зарубежным, которые к тому времени уже развивались больше десятка лет. Активное развитие парапланов в России началось после того, как в руки наших разработчиков попала зарубежная модель. Они проанализировали конструкцию, учли ошибки и создали параплан, который превзошел ранние модели отечественного производства.

Для увеличения дальности полетов и уменьшения зависимости параплана от воздушных потоков используется парамотор. Он представляет собой установку с двигателем и лопастями, который крепится на спинку кресла пилота.

Дельтаплан

Искусственные крылья, которые позволили бы парить в небе – стремление человечества. Еще Леонардо да Винчи мечтал воплотить в жизнь свои проекты. Именно он стал творцом идеи современного дельтаплана.

В 1948 году американец Ф. М. Рогалло зарегистрировал свое изобретение, которое частично отобразили проекты да Винчи. Форма нового летательного приспособления напоминало современные дельтаплан.

Приспособление заметили в НАСА и планировали использовать для посадки космических аппаратов. Крыло Рогалло подвергалось множеству испытаний и проверок. Однако в последствии было решено, что конструкция парашюта обладает большей надежностью.

Однако изобретение заметили спортсмены. Его начали использовать для буксировочных полетов. Конструкция совершенствовалась, позволяла осваивать новые высоты.

Со временем дельтаплан стал самостоятельным инструментом для совершения полетов. Считается, что принципы современного дельтапланеризма были основаны в 1971 году на встрече воздухоплавателей.
Дельтаплан

На территории нашей страны дельтаплан получил популярность в 60-е годы. Изначально разработки были направленны на полеты за катером. Однако со временем (в 1972 году) также начал использоваться как отдельный летательный аппарат.

В нынешнее время популярность обретает дельталет. Изготовлен по типу дельтаплана. Оснащен мототележкой с двигателем для простого старта и контроля над полетом.

Автожир

Испанец Хуан Сиерва в начале прошлого века занимался изобретением самолетов-бомбардировщиков. Неудачи в испытаниях заставили его задуматься над созданием аппарата, который взмывал в воздух при помощи самовращающегося винта.

Первый вылет состоялся 10 января 1923 г. Уже в следующем году автожир пролетел около 10 километров и с успехом приземлился. Как несложно догадаться, испанское изобретение стало основой современного вертолета.

Автожиры находили свое применение в войнах и в мирное время. Маневренность и легкость позволяли выполнять множество стратегических и бытовых заданий. С помощью них можно было просто доставить почту в отдаленные регионы, обрабатывать поле.

Самолет


Существует несколько источников о том, когда именно произошел самый первый полет конструкции, оснащенной двигателем, и которая была тяжелее воздуха. Однако наибольший толчок в развитии авиастроения произошел в 1930-х годах на территории Германии и Великой Британии.
Первый самолет, который получил практическое применение стал Heinkel He 178. Впервые он совершил полет в 1939 году.

Вертолет

В начале прошлого века несколько изобретателей независимо друг от друга проводили испытания летательных аппаратов, принцип которых был схожий с современными вертолетами.

А вот первый человек, который поднялся в воздух на вертолете, – француз Поль Корню. Он достиг высоты 50 сантиметров и продержался 20 секунд. Задачей изобретателя была возможность управления аппаратом в полете. Однако все попытки не удовлетворяли его требования.

История развития легкой авиации дает возможность предположить, что с каждым годом мы будем подниматься над землей выше, держаться в воздухе дольше и преодолевать большие расстояния за очень короткие сроки, а лёгкие летательные аппараты будут становиться доступнее.

One thought on “История развития сверхлёгкой авиации

  1. ASSA

    Интересная статья, было бы интересно узнать про самые большие, и самые маленькие летательные аппараты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *