Дельтаплан

Дельтапланы – летательные аппараты, относящиеся к классу сверхлёгкой авиации. Своё название дельтаплан получил благодаря острой треугольной форме крыла, схожей с греческой буквой «дельта» (Δ). Главное отличие данных аппаратов от остальных видов планёров – балансирный способ управления. Он подразумевает изменение направление и высоты полёта за счёт переноса пилотом центра тяжести масс влево или вправо. Среди основных плюсов такой конструкции – её лёгкость и компактность. В последние десятилетия дельтапланеризм набирает всё большую популярность из-за своей доступности по сравнению с другими видами авиаспорта. Тысячи людей из разных концов света, испытывающих непреодолимую тягу к полёту, «встают на крыло» благодаря этим простым летательным аппаратам.

История возникновения и развития дельтапланеризма

В основе дельтапланеризма лежат конструкторские разработки немецкого инженера Отто Лилиенталя (1848 – 1896 гг.) Являясь одним из пионеров авиастроения, Лилиенталь смог разработать научную концепцию парения. В основе его технических выкладок лежали наблюдения полёта птиц, ловящих восходящие воздушные потоки. Опираясь на свою теорию, он смог соорудить десятки различных планирующих летательных аппаратов, управляемых с помощью балансировки.

Всего за свою жизнь немецкий инженер совершил более 2 000 полётов на планёрах собственной конструкции – прообразах современного дельтаплана. К сожалению, как и многие пионеры авиации, талантливый инженер положил свою жизнь на алтарь технического прогресса: в 1896 г. испытываемый им планёр был опрокинут в воздухе сильным порывом ветра. Имя отважного планериста сегодня носит один из берлинских аэропортов.

Крылья у «прадедов» привычных нам дельтапланов были больше похожи на крылья птицы. Свою стреловидную форму крыла летательные аппараты получили только в середине ХХ века. В 1951 г. американскому инженеру Френсису Рогалло было выдано авторское свидетельство на изобретение так называемого «крыла Рогалло» — треугольного планёра, состоящего из трубчатого каркаса с натянутой на него тканью. Данную конструкцию планировалось использовать для управляемого спуска на землю первых космических модулей. Правда, от идеи пилотируемого спуска космонавтов пришлось в то время отказаться в пользу более надёжных парашютов.

Однако, идея «крыла Рогалло» не канула в Лету, подобно множеству других изобретений, не нашедших применения на практике. Концепция стреловидного матерчатого крыла на лёгком каркасе началась разрабатываться многочисленными энтузиастами лёгкой авиации, строившими дельтапланы своими руками. В результате новые летательные аппараты стали популярны во всём мире. В СССР первые неофициальные организации дельтапланеристов появились в 1972 г, а два года спустя дельтапланеризм был официально признан Международной федерацией авиаспорта. Сегодня только в России насчитывается сотни любителей этого спорта, объединяющихся в клубы дельтапланеризма. Имеют любители дельтаплана сайты в интернет пространстве, где делятся друг с другом опытом.

Классическая конструкция дельтаплана

Конструктивно классический дельтаплан состоит из силового каркаса, натянутого на него полотна и системы подвески для размещения пилота. Каркас состоит из трёх дюралюминиевых труб, соединённых в самой передней точке: одна центральная и две расходящиеся от неё под углом боковые трубы. Вся конструкция каркаса, таким образом, напоминает раскрытый веер. Стреловидность дельтаплана обычно составляет 90 – 140 градусов. Для придания аппарату большей жёсткости, основные трубы могут фиксироваться вспомогательными элементами – трубками или тросами. Масса простого дельтаплана может колебаться, в зависимости от модели, от 20 до 50 кг.

Каркас обтягивается лёгкой, но прочной синтетической тканью. К центральной трубе каркаса крепится трапеция – основное устройство для управления летательным аппаратом. Это сваренный из трубок треугольник, с горизонтальной нижней стороной. Пилот располагается в подвешенном состоянии, на ремнях. Руками он опирается на трапецию: перенося с её помощью свой вес в ту или иную сторону, дельтапланерист управляет летательным аппаратом.

Для взлёта обычно используют некую возвышенность – холм или гору. Разбегаясь, пилот приводит крыло в рабочее положение и, благодаря создаваемой подъёмной силе взмывает вверх. Также возможен вариант с буксиром: дельтаплан с помощью троса цепляется за автомобиль, специальную лебёдку или, подобно планёру, — за самолёт. Поток набегающего воздуха поднимает аппарат в воздух, после чего трос буксира отстёгивается, и дельтаплан продолжает свободный полёт. При таком способе взлёта дельтаплан устанавливают на специальную взлётную тележку или снабжают небольшими шасси.

Скорость полёта на безмоторном дельтаплане достигает 170 км/ч, а рекорд дальности, установленный в США в 2012 г. составил 765 км. Рекорд набора высоты был установлен в 1994 году — свыше 6 500 м. Благодаря простоте своей конструкции классический дельтаплан является самым демократичным летательным аппаратом по своей стоимости. Если новый двухместный дельтаплан с мотором можно купить по цене не ниже 600 тыс. руб., то простой одноместный вариант без мотора может стоить в районе 100 тысячей.

Мотодельтапланы

Другие виды конструкции, появившиеся сравнительно недавно, это дельтапланы с мотором. Мотодельтапланы представляют собой попытку усовершенствования конструкции за счёт снабжения летательного аппарата пропеллером. Все дельтапланы с мотором подразделяются в свою очередь на две группы:

— Собственно мотодельтапланы. Это дельтаплан классической схемы, взлёт которых осуществляется «с ног». Единственное отличие от обычного дельтаплана – двигатель с пропеллером. Плюсы данной схемы: малая масса, компактность и возможность использования лёгких и недорогих моторов.
— Дельталёт. Более совершенная модель, взлёт и посадка которой осуществляется на колёсное, лыжное или поплавковое шасси. Дельталёты оснащаются специальными сиденьями для пилота с ограждающими элементами и ремнями безопасности. Поэтому такие аппараты считаются более безопасными, но и более тяжёлыми и дорогими. Ещё одно преимущество, это возможность взлёта с ровной площадки. Вращающийся воздушный винт придаёт аппарату нужное для взлёта ускорение.
Управление подобными моторизованными летательными аппаратами производится также с помощью балансировки – простым смещением центра тяжести пилота относительно центральной оси дельтаплана. Правда, отдельными энтузиастами, строящими дельтапланы своими руками, предпринимаются попытки пройти ещё дальше по пути технического прогресса. В результате из частных мастерских выходят аппараты с рулевыми плоскостями – элеронами, интерцепторами и т.п. Такими же приспособлениями для управления полётом обладают и «жесткокрылы» — особый вид дельтапланов. Но подобное усложнение конструкции явно не идёт на пользу – в результате снижается надёжность, и усложняется пилотирование.

Размещение двигателя

Размещаться двигатель с воздушным винтом может:

— Непосредственно на спине пилота.
— Под крылом дельтаплана.
— На мототележке.
— На специальной мачте.
— На фезюляже.

Из всех перечисленных способов размещения сегодня самыми популярными являются у мотодельтапланов – на спине пилота. Этим самым значительно облегчается конструкция за счёт отказа от специальных удерживающих приспособлений для двигателя.


Для дельталётов чаще всего применяют схему размещения мотора на мототележке или под крылом. Остальные способы показали свою неэффективность, и большинство производителей сегодня отказались от них.

Стоимость

Моторные дельтапланы могут быть рассчитаны как на одного пилота, так и на двух человек. Сегодня производством дельтапланов занимаются многие фирмы в разных странах мира. Не меньше всевозможных аппаратов собирается частными умельцами, как для личного пользования, так и на продажу. Так, купить двухместный дельтаплан с мотором можно по цене от 150 до 600 тысяч рублей. Основные критерии ценообразования – модель, технические характеристики и количество часов налёта. Подержанный дельталёт с двигателем РМЗ можно приобрести на продающем сайте дельтапланов за 3 тыс. долл. Такой же аппарат с пробегом, но с мотором «Ротекс» обойдётся уже в 7 тыс. долл., а новый – в 15 тысячей и более.

Несмотря на экстремальность дельтапланеризма, огромное количество людей не могут представить свою жизнь без него. Действительно, дельтаплан сегодня – это один из самых простых и доступных способов(на равне с парапланом) самостоятельно подняться в небо. А соблюдая необходимые правила безопасности, можно свести все риски полёта на этом самом лёгком летательном аппарате практически к нулю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *